Кодар 2007.

Когда я впервые услышал слово Кодар, то первое, что пришло мне в голову, что это некая планета. Когда же я собственными глазами увидел, что называется словом Кодар, то моя шутка показалась мне не такой уж бессмысленной. Все, что я увидел на Кодаре, горы, озера, реки, ледники, водопады - все выглядело так, как будто ты и впрям на другой планете. Главное впечатление производят ни на что не похожие горы. Острые вершины, отвесные стены, гиганские морены, частые камнепады, "живые" камни.


Схема железных дорог в окрестностях озера Байкал (480 Kb)

Дак где же находится Кодар? Оказывается понять это оказалось не так просто. Когда я объявил в яндексе поиск по ключевому слову, то увидел следующее... "Кодар - горный хребет, расположенный в Забайкалье, на севере Читинской области в восточной части Станового нагорья. Простирается на протяжении 240 км с запада на восток от р. Витим до р. Токко. На Юге ограничен р. Чара. Сложен гранитами и кристаллическими сланцами." Географ из меня не очень, поэтому продолжив поиск я через некоторое время уже мог ткнуть пальцем в карту. Оказалось, что вначале надо доехать до оз.Байкал, в г.Северобайкальск. Оттуда до станции Новая Чара ехать еще половину суток. Если с географией у вас как и у меня то посмотрите на схему железных дорог. Доехать можно на поездах: Москва - Северобайкальск и потом Северобайкальск - Чара, либо на поезде Москва - Тында, доедите сразу до станции Новая Чара без пересадки.

Несколько слов как меня туда занесло... В очередной раз ломая голову куда поехать в отпуск увидел в интеренете объявление пермского турклуба "Зодиак" о предпологаемой поездке на Кодар. Им были нужны желающие составить им компанию, в результате собралась компания 9 человек... и я в том числе.

Суровость Кодарского климата ограничивает благоприятное время посещения этих мест до одного месяца. А именно, с середины июля по середину августа. Поэтому купить билеты на это время оказалось не так просто, многие туристы едущие в эти места выбирают этот промежуток времени, а местные жители видимо едут на юг или с юга. В общем прямых билетов купить не удалось. Поэтому вместо трех суток пришлось ехать аж целых шесть с пересадками. Но как потом оказалось пересадки оказались довольно приятными и запоминающимися.

И вот настало 21 июля и мы на Перми-2. Поезд Москва-Красноярск отправление в 15-30, объявляют посадку. Выходим на перрон, фотографируемся и садимся в поезд. Все усталые от сборов и слегка сонные. Маша не успев сесть на полку достает килограмм карт и описаний. А Наташа рассказывает ей о своих впечатлениях о недавнем походе на хребет Ергаки, Саяны. Дима наверное целый час перекладывал свой рюкзак.

Только отьехали от Перми пошел дождь, надо думать хорошая примета. Саша с Мариной едут в соседнем вагоне и пришли к нам в гости с дыней. Дыню съели быстро. Подъезжаем к Екатеринбургу, время десятый час. В Екатеринбурге дождь, вышли, помокли, погуляли по вокзалу и вернулись в душный вагон. Только отьехали выглянуло солнце и на небе появилась большая и яркая радуга. Такое впечатление, что мы проезжаем прямо под ней. Маша как заведенная бегает по вагону с фотоаппаратом в надежде ее сфотографировать. А я полубовавшись радугой решил стрельнуть у Наташи книжку и немного почитать. Вечером попили чаю и легли спать.

В Барабинске купили жареной рыбы, она оказалась довольно костлявой. Сидим едим рыбу, я с пивом, а Маша и Наташа оказывается пиво не пьют. За поеданием костлявой рыбы рождается фраза дня: "Расслабляйте горло чтобы кости не застревали", автор Наташа. Сразу видно, что уроки медитации на Ергаках не прошли для нее даром. Незаметно подъезжаем к Новосибирску.

Как всегда наш поезд опаздывает и приходится бежать, чтобы сфотографировать вокзал. Вокзал получился очень живописно на фоне фантастических тучек. Времени все равно не хватает и мы еле успеваем забежать в вагон. Вечером решили попеть песни и как всегда получили замечания от пассажиров с детми.

23 июля в 05.28 прибываем в Красноярск. Выходим, находим тенистый угол и устраиваем настоящий бардак. Цель всего этого в том, чтобы оставить ненужные вещи в камере хранения. Все это мероприятие занимает довольно много времени. Но вот вещи сданы и мы идем на автобусную остановку чтобы уехать в заповедник "Столбы". Первая пересадка у нас была аж сутки с половиной, поэтому времени достаточно.

Причудливые камни...

Заповедник Красноярские столбы довольно уникальное место. Заповедник расположен довольно близко от города, от ж/д вокзала доехали на двух автобусах с одной пересадкой минут за 30. Дальше по асфальтированной дороге 2км в небольшую горку и мы у кардона заповедника, вход свободный. Мы решаем оставить рюкзаки на кардоне и там же переночевать. Все это удовольствие стоит 70р с человека. Пообедав идем на столбы. На столбы ведет дорога плавно поднимающаяся в гору.

Камни первого столба

Через час дошли до первого столба. Над лесом возвышается целая скала причудливой формы. Вокруг лежат камни, на вид напоминающие гальку, однако размеры этой гальки просто невероятные. Каменные столбы разбросаны по лесу довольно на большой территории. Многие столбы имеют довольно причудливую форму, напоминающие различных животных и человека.

Больше всего меня поразил всемирно известный камень Перья. С одной стороны он действительно похож на торщащие из земли перья. А если обойти его кругом, то с другой стороны вид на него становится еще более фантастический. Высота столба перья составляет 40 метров. Рядом с ним расположены еще небольшие камни, на которые можно залезть и с которых открывается вид на окрестности и в далеке виден Красноярск. С этого камня виден следующий всемирно известный камень под названием Дед.

Камень Дед находится совсем рядом с камнем Перья, в нескольких минутах ходьбы. Камень полностью оправдывает свое название. Лоб, глаза, нос, рот ну вылитый дед. С камня дед виден камень Перья со своей фантастической сторны.



Первый столб Один из камней Чем то напоминает голову собаки
Камень Перья Камень Перья с другой стороны Если еще немного обойти
Вид на камень Перья с камня Дед Камень Дед Камень Дед

Камни настолько впечатляют, что по ним можно лазить не один день. Но у нас в распоряжении был только один. Поэтому вечером возвращаемся на кордон и ночуем в просторной комнате. Вечером от полученных впечатлений долго не могли уснуть. За ужином произносится тост, ставший фразой дня: "Выпьем за безопасную любовь к природе". Оказывается плакат с таким лозунгом висит около нашего домика. На утро оказалось, что вчерашняя фраза дня очень актуальна, т.к Оля обнаруживает на себе клеща. Видимо она самая вкусная из нас.

Утром все встают по разному, мы втроем: я, Маша и Саша первыми едем в Красноярск. Только вышли за ворота заповедника Маша жалуется, что ей жмут батарейки. А пока ехали в автобусе со столбов Она все уши нам прожужжала, что она хочет в музей. Мы с Сашей пока в раздумьях..., но увидев в окно автобуса магазин с названием "Винотека" оживленно переглядываемся... какой там музей ).

Красноярск меня просто поразил. Я так и не понял как этому городу удается совмещать в себе прелесть и очарование южного города и суровось северного. Центр города довольно ухожен, много лавочек самого причудливого вида, некоторые растеня стоят на улице в горшках и по видимому на зиму убираются в теплицу. В городе довольно много красивых фонтанов. Маша всетаки сходила в музей, но была разочарована, а мы с Сашей посидели на набережной Енисея в кафе, ожидая ее. В заключении экскурсии по городу купаемся в Енисее на острове "отдыха" и посещаем Покровку. Эта та самая церквушка которая изображена на 10 рюблевой копюре. От нее открывается замечательный вид на город.


Вид из окна поезда

Одного дня для Красноярска и для столбов явно не достаточно, но и то что удалось увидеть за это время останется в памяти на всю жизнь. Вечером садимся в поезд Красноярск - Северобайкальск. Ехать 1.5 суток - мы когда нибудь доедем? В Северобайкальск приехали 26.07 в 4 утра. Следующий поезд у нас вечером. За это время познакомились с городом, поели Омуля и искупались в озере Байкал. Довольно приличная столовая находится в администрации города, плотно поел на 122р, здание напротив торгового центра. Свежего Омуля продавали по 50р за килограм, а копченого по 30р за рыбку.

Вид из окна поезда

Вечером садимся в общий вагон поезда Северобайкальск - Новая Чара. Как ни странно, но общий вагон оказался купейным. Все купэ заняты бывшими строителями БАМа. Сейчас это бабушки и дедушки, но договорится с ними об пересадке их в соседние купэ так и не удалось, пришлось нам рассасаться по всему вагону. Тягаться со строителями БАМа нам явно слабо...) Утром выглянув в окно увидели долгожданные горы Кодара. Успеваю сделать несколько кадров.

Незаметно подьезжаем к станции Новая Чара. Станция довольно большая и достаточно современная. Еще в Северобайкальске мы ходили в музей строителей Бама, где нам рассказали как строили БАМ и что каждую станцию строила либо союзная республика либо область. Ниже можно посмотреть схему, увиденную в музее. Самое удивительное то, что напротив нашего вагона стоит урал который Маша сумела заказать из Перми по телефону. Крастоа - вылазим из вагона и сразу пересаживаемся в машину. Небольшая часовая организазионная заминка и мы едем по дороге в горы. Наш путь лежит в долину реки средний Сакукан. Расстояние небольшое всего 40км, но дорога в не очень хорошем состоянии и ехать пришлось 3 часа. По дороге подбираем группу из четырех человек, они приехали на Кодар из Чехии.

Станция Новая Чара

Схема БАМа в музее (780 Kb)

Приехали. Высаживаемся из машины возле большого камня на оборудованной стоянке. Есть стол и костровище. Выгружаем рюкзаки и готовим обед. Пообедав выходим по тропе. Идти довольно тяжело. Тело привыкает к весу рюкзака, глаза привыкают к тучам комаров, которые постоянно нас сопровождают. По тропе шли недолго, полтора два часа до оборудованных стоянок Экса. Решаем что для первого ходового дня этого вполне достаточно и встаем на ночлег. Вечером небольшой дождик, но в целом погода хорошая.

Утром вышли на тропу довольно рано. Через час дошли до ручья Шаньго или Шаньга, кому как нравится. Минут 10 стоим в раздумье и думаем как же его переходить. Большие камни торчат из воды, но расстояния между ними тоже не маленькие. Но оказывается вполне реально перепрыгнуть, что доказывает Женя. Он умудряется перепрыгнуть, вернее сказать перешагнуть, с двумя рюкзаками под мышками. Просто фантастика. У меня не самые коротки ноги из всех участников, но всеже я вначале решил перепрыгнуть налегке с фотоаппаратом. После удачной попытки повторяю этот трюк с рюкзаком. В общем перешли Шаньгу благодаря Жене.

Переходим очередной ручей

Идем дальше по тропе. Дима умудряется подвернуть ногу, но продолжает идти. Переходим еще один ручей. Довольно скоро догоняем чехов, тех самых которых мы подвозили вчера. В последствии мы довольно часто их встречали то там то здесь. Еще немного и доходим до разрушенного моста. Решаем переходить вброд в 50 метрах выше моста. Как сейчас кажется совершенно зря. Во первых: троинка по этому берегу лучше чем по тому, а во вторых: брод возле избушки ГМС (бывшая избушка спасателей) намного безопасне чем тут. Если вас смоет, то сразу попадаешь в узкое место между опорами моста, а затем на двух метровые сливы ниже по течению. Гораздо разумнее дойти по правому п/х берегу до избушки ГМС и перейти вброд напротив бани. Отдохнуть на ГМС и затем продолжать дальнейший путь, оставив часть вещей в избушке. А в третьих: Дима подвернул ногу, но мужественно терпел и не дал нам прочуствовать всю серьезность ситуации.

Но Наташа и Маша решают переходить здесь, а пока они выбирают место для брода, я бегу вниз по ручью к живописным сливам и фотографирую. Погода просто отличная. Вот что из этого получилось...

Вид с разрушеного моста Слив ниже по течению Слив на фоне моста

Подготовка к броду закончена и мы переходим стенкой. Чехи нас фотографируют. Хорошо что на фото не видно наших лиц... ).

Брод выше моста Избушка ГМС Водопады на ср.Сакукане выше р.Балтийский

Переправившишь на другой берег сушимся и обедаем. Наблюдаем как переходят вброд Чехи и фотографируем их. Чехи переходят в этом месте потому что они хотят идти в мраморное ущелье. А в нашей группе оказывается только я один хочу идти в мраморное... И зачем мы тут переходили ). Пообедав и высохнув мы идем по тропе вдоль ручья. Тропа немного заболочена и разбита. Идти трудно. Через два перехода доходим до ручья Балтийский. Не переходя его ищем место для стоянки. Встаем высоко на мху. Утром планируем идти на перевал Балтийский.

Встаем с трудом. Видимо никто еще не привык к режиму. После завтрака Дима сообщает, что он идти не может. Принимаем решение сделать дневку. Все радостно убегают по палаткам и спят до обеда. Маша предлагает сходить на водопады, но я уговариваю ее немного вздремнуть. Поспав пару часов бужу Машу, она с трудом просыпается. И мы отправляемся на ГМС и на окрестные водопады. На ГМС встречаем группу из Владивостока, они переправляются у бани. Надо сказать, что избушка находится довольно в приличном состоянии. На двухярусных палатях легко могут разместится 20 человек.

На обратном пути фотографируем водопады и возвращаемся в лагерь, рассказываем что видели. Принимаем решение идти на ГМС чтобы оставить там Диму с больной ногой. До ГМС дошли быстро, теперь нас в избе всяко больше 20 человек. Владивосток и Мы. Чехи, сходив в мраморное ущелье, встают лагерем на противоположном берегу. Вечером решаем идти оставшейся группой в радиальный выход через пер.Балтийский к пику Бам. А Диму придется оставить в избушке на три дня, народ тут ходит часто, поэтому думаем ему не будет скучно. Весь вечер готовимся к радиалке.




середина июля середина августа 2007г


Перепечатка с разрешения автора: А.Горбунов

Hosted by uCoz